Sign in / Join

«Самое важное – благодарность». Рассуждения американского священника о Дне благодарения

"Самое важное – благодарность". Рассуждения американского священника о Дне благодарения

В четвертый четверг ноября жители США отмечают один из важнейших праздников в году – День благодарения. Праздник, возникший как дань благодарности Богу первых американских колонистов за помощь и шанс выжить на новой негостеприимной земле, со временем превратился в любимое многими американцами семейное торжество.

Предлагаем вам прочесть рассуждения священника Православной Церкви в Америке Лоуренса Фэрли о православном восприятии Дня благодарения.

— Вся христианская вера связана с благодарностью. Наше светское североамериканское общество придает благодарности довольно большое значение, поэтому раз в год мы празднуем чудесный День благодарения. Я люблю этот праздник. Каждый октябрь в Канаде (как гласит мой календарь, в США этот праздник отмечается в ноябре) мы стараемся собраться вместе с нашими родственниками за ужином с индейкой. Сейчас уже нет отцов-пилигримов (первые американские колонисты – прим.перев.), но, как мне кажется, в День благодарения и канадцы, и американцы чувствуют одно и то же – радость от семейного тепла и домашнего уюта. Я действительно люблю День благодарения, пусть и во многих светских семьях не каждый склонен благодарить Бога за Его дары в течение дня. Как минимум раз в год наша во многом самовлюбленная культура гласит, что благодарить и быть благодарным – это хорошо.

В Церкви не так. В Церкви мы благодарим Бога не раз в год, а всегда, поэтому каждый день – это День благодарения. Нас этому учат на вечерне: «Буду петь Богу моему, доколе есмь!» (Пс.103), нас этому учат и на утрене: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (хвалитные псалмы). Нас учат благодарить Господа и на Божественной литургии: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего» (фрагмент анафоры). Молитва и благодарность свойственны всем христианам, причем не только раз в год, но и во все дни, каждый день. Безусловно, что мы не так преуспели в этом, как следовало бы, поэтому нам нужно, чтобы Церковь постоянно напоминала нам об этом в течение богослужений. Тем не менее, молитва и благодарение всё равно определяют нашу христианскую веру. Вот почему наше главное богослужение, то, которое каждую неделю делает нас членами Тела Христова и формирует богослужебную основу для всего остального, называется Евхаристия – от греческого eucharistia (благодарение).

Благодарение определяет нас не просто как христиан, но и как человеческих существ, что неудивительно, если душа, как замечал христианский апологет II века Тертуллиан, по природе христианка. Другими словами, именно способность превосходить себя, наши страсти и ощущения через благодарение и отличает нас от животных. Моя кошка, какой бы милой она ни была, не создана по образу Божию и поэтому не может преодолеть ту область страстей и ощущений, в которой она живет. Может быть, она меня любит, возможно, что нет – в случае с котами это не всегда легко понять, но даже если она действительно меня любит, она никогда не выражает это через благодарность. Когда я наполняю её миску едой, мне не приходится ждать, что она остановится, поднимет на меня глаза и промяукает что-нибудь из благодарности. Она просто ест, как будто я не существую. Это нормально, она просто животное, которое руководствуется инстинктами плоти. Но мы не такие, мы – прекрасные, удивительные смеси плотского и духовного, существа двойственной природы, живущие и в физическом мире, и в сфере ангелов. Будучи такими существами, мы можем превзойти то исключительно физическое, в котором мы обычно живем, и возвыситься к Богу. Как когда-то напомнил нам отец Александр Шмеман, человек – это homo adorans (человек поклоняющийся), и эта способность поклоняться – то, что составляет в нас небесный образ.

Прекрасно то, как каждую осень наше светское общество напоминает нам про благодарность. И всё же даже более прекрасно то напоминание об этом, которое мы получаем в храме каждое воскресенье, ведь это не просто напоминание о необходимости благодарить, а возможность для нас через Евхаристию подняться над миром, стать сопричастными Богу и найти исцеление для наших больных и разбитых сердец. Семья и индейка – это здорово, но куда лучше — Царствие Божие.

Лоуренс Фэрли, Православная Церковь в Америке.
По материалам: oca.org  Перевод Надежды Филипчик.
sobor.by

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
300
wpDiscuz